Дайджест (октябрь 2021)

Дайджест (краткий обзор) новостей, событий, фактов и аналитики международных перевозок и связанных с ними тем подготовлен по материалам прессы и других открытых источников.
Новости, события, факты и аналитика за календарный месяц
Коллапс в порту Владивостока держится уже больше месяца и продлится как минимум до февраля 2022 года, ситуацию усугубляют предновогодний сезон и постоянно растущий объем импортных грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона. Контейнеропоток растет, увеличивается время обработки контейнеров на всех этапах логистической цепочки: нет мест на контейнеровозах, суда простаивают в очереди на рейде в ожидании разгрузки в порту. Также увеличилось время ожидания подвижного состава для доставки контейнеров в центр России.
Заторы контейнеров с грузами из Китая в дальневосточных портах, вызвали рост спроса грузовладельцев на перевозку товаров авиатранспортом. Цена за 1 кг возросла до 5-7 USD.
В РЖД приняты решения по снижению уровня тарифов на грузовые перевозки в рамках “тарифного коридора”, в том числе продукции деревообработки — на 35% с 30.10.2021 до 1.01.2026 со станций Дальневосточной железной дороги; проката черных металлов — на 36,3% с 30.10.2021 до конца 2021 г. со станции Войновка (только на дополнительный объем перевозок, превышающий суммарно 102 тыс. т за 2021 г.); серной кислоты — на 39% с 30.10.2021 до 31.12.2022, с рядом ограничений; алкогольной продукции — на 50% с 30.10.2021 до 1.01.2023 со станций Черняховск и Дзержинская-Новая (Калининградская обл.) на станцию Белый Раст (Подмосковье); в рефконтейнерах (часть внутренних, в Китай и Азербайджан) — от 20,4% до 50%, с 301.10.2021 до 31.12.2022; газового конденсата — 6%, с 1.01.2022 по 30.10.2022 с некоторых станций.
Российские автоперевозчики столкнулись с проблемами из-за внедрения электронных разрешений на перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Сайт, на котором оформляются разрешения, работает с перебоями, а некоторые рейсы невозможно согласовать, так как в базу данных внесены не все маршруты. Участники рынка автоперевозок, что наблюдаются проблемы с выдачей разрешений в бумажном виде. Задержки более 2-х недель с выдачей спецразрешений на перевозку КТГ стали нормой.
Приказ Минтранса от 9 июля 2014 г. №182 зарегистрирован Минюстом России 5 октября. Документом внесены изменения в Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту. Основной целью внесения изменений является нормативное закрепление возможности представления поручения на отгрузку экспортного груза в морских портах в электронном виде. За счет этого будет значительно сокращено время оформления документов на экспортные грузы в морских портах. Приказ также направлен на цифровизацию государственных процедур, связанных с экспортом. Его целью является совершенствование отношений между участниками внешнеэкономической деятельности при экспорте товаров.
С 1 января 2022 года начнет действовать новая редакция товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Всемирная таможенная организация выпустила седьмое издание Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), внесла более 350 поправок из-за изменения мировой торговли. Издание ГС вступает в силу с 2022 года и является основой товарной номенклатуры Евразийского экономического союза. Ставки ввозных таможенных пошлин в новой редакции сохранены на действующем уровне. Новая редакция ТН ВЭД и единого таможенного тарифа ЕАЭС — решение Совета ЕЭК от 14.09.2021 №80.
С 1 января 2022 года Китай (Регламент ГТУ КНР №248) будет требовать регистрацию от компаний производителей 14 видов ввозимой продукции: натуральная оболочка, продукция пчеловодства, яйца и яичные продукты, пищевые масла и масличные культуры, фаршированные мучные изделия, пищевые зерновые культуры, продукты из измельченного зерна и солода, свежие и обезвоженные овощи, сушеные бобы, специи, орехи и семена, сухофрукты, не обжаренные кофейные зерна и какао-бобы, специализированные диетические продукты и пищевые продукты оздоровительно-профилактического назначения.
На общем фоне снижения объемов перевозок только направление Азия – Европа показывает стабильный ежемесячный рост от 0,52 до 0,67 процентов. На атлантическом и азиатском направлениях ежемесячное снижение колеблется от 0,8 до 1,82 процента, по Арктике – до 1,65 процента. По аналитическим выкладкам тенденция сохранится и в первом полугодии 2022 года.
Исследование, проведенное Global Market Vision, предполагает, что в период с 2021 по 2028 год среднегодовой темп роста рынка цифровой логистики составит почти восемь процентов. Основными и наиболее перспективными считаются две технологии: интернет вещей (IoT) и искусственный интеллект (AI).
На начало месяца в российских портах Дальнего Востока возникли сложности с контейнерной логистикой. В связи с более дешевой, чем в Балтийском бассейне, ставкой фрахта происходит переток грузов на Дальний Восток. В результате роста потока контейнеров увеличивается время их обработки на всех этапах логистической цепочки: нет мест на контейнеровозах, суда простаивают в очереди на рейде в ожидании разгрузки в порту, кроме того, увеличилось время ожидания подвижного состава для доставки контейнеров в центр России.
По мнению экспертов и аналитиков в 2021-2022 гг. возрастет спрос на складские помещения менее 5 000 кв.м. Это обусловлено тем, что ритейлеры ищут способы сократить транспортные и логистические расходы, а также сократить сроки доставки товаров конечным потребителям.
Федеральная налоговая служба России определила и описала формат перевозочных документов в электронном виде, которые должны стать обязательными уже в 2022 году. Проект приказа опубликован на соответствующем портале нормативных актов.
Со 2 октября 2021 г. изменился порядок получения специальных разрешений на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств как международных, так и внутрироссийских перевозок. Соответствующий Приказ Министерства транспорта РФ уже опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Разрыв стоимости перевозок грузов по морю и авиатранспортом между Европой и Азией впервые за всю историю сократился до такого уровня, что часть участников рынка решается на перевозку грузов на самолетах. Разница в ставках составила 5 USD за 1 кг груза.
По прогнозам ряда аналитиков уровень ставок на перевозки грузов на самолетах сохранится до весны 2022 года.

По мнению аналитиков стоимость международных перевозок в октябре – ноябре 2021 г. будет продолжать расти из-за загруженности грузовых площадок и дефицита контейнерных судов. Как временную меру, позволяющую частично избежать задержки в поставках, крупные компании начинают использовать малые порты для операций с грузом и перевозить их на сухогрузах.
ВТО прогнозирует увеличение импорта для Азии и СНГ на 9,1 – 13,1 процента. Экспорт увеличится на 0,6 – 0,9 процентов. Основные причины – COVID-19 и разрыв цепочек снабжения.
Статистика: наблюдается снижение ставок на контейнерные перевозки Азия – Европа, Азия – Америка (2,4% – западное побережье, 0,9% – восточное, 1,3% – южноамериканское), Китай – Северная Европа (0,6%). Увеличение ставок произошло на направлениях Китай – Персидский залив (0,3%), Китай – Австралия / Новая Зеландия (8,1%), Китай – Япония (2,7%), Китай – Южная Корея (8,5%), Центральная Европа – СНГ (8,5%).
Внедрение автоматизированных систем и цифровых технологий в логистике и грузоперевозках тормозится, во-первых, из-за дефицита профильных специалистов, во-вторых, отсутствием мотивации у большинства руководителей транспортных и логистических компаний и, в-третьих, значительными затратами и долгим сроком окупаемости такого внедрения.
Заказать перевозку грузов железной дорогой и вагоны можно на площадке РЖД “Грузовые перевозки”. С сентября 2021 года проводятся торги лотами на экспортные перевозки от владельцев подвижного состава.
С 1 октября 2021 года вступили в силу новые правила выплаты пособий для всех работников компаний (Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 №1317), согласно которым денежные средства необходимо перечислять только на карту “Мир”.
Для выполнения регулярных международных грузовых перевозок в Германию назначены авиакомпании “Северный ветер” и “Икар” с частотой 7 рейсов в неделю: Москва — Франкфурт-на-Майне и обратно, Москва — Нюрнберг, Санкт-Петербург — Дрезден, Санкт-Петербург — Нюрнберг и обратно. Авиакомпания “ЭйрБриджКарго” назначена для выполнения регулярных международных воздушных перевозок грузов с добавлением новых пунктов на территории США.

Ответить