Контейнерная блокада

Тройка мировых лидеров морских контейнерных перевозок – швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC), датская Maersk и французская CMA CGM – объявили о прекращении с 1 марта приема новых заказов на перевозку контейнеров в/из России.

Ранее о приостановке приема заказов до особого уведомления сообщили германский перевозчик Hapag-Lloyd (Германия), сингапурский альянс Oсean Network Express (ONE) и тайваньский оператор Yang Ming (Тайвань), а также ряд других морских линий, работающих на небольших терминалах.

Однако именно решение Maersk, MSC и CMA CGM можно назвать поворотным. По оценкам участников рынка, доля трех перевозчиков на российском рынке превышает 50%.

К 3 марта для российских морских грузов закрылись порты Великобритании и Канады. Формулировка британского министра транспорта: «…полный запрет для всех судов, имеющих любое отношение к России, заходить в британские порты». Министр транспорта Канады добавил к этому запрет на заход российских рыболовных судов.

Об остановке приема грузов в Россию и из нее на всех своих терминалах объявил германский холдинг HHLA. Для России это прежде всего означает потерю половины порта Гамбург — там два оператора, один из которых — HHLA. По мнению экспертов, на HHLA в Гамбурге приходится где-то 3,5 млн российских контейнеров в год. Это много — контейнерооборот всех российских портов за 2021 год составил, по данным Ассоциации морских торговых портов РФ, 5,6 млн штук, около 2,5 млн из которых перевалили порты Балтийского моря.

Зато администрация порта Роттердам 2 марта уточнила: на обработку у них российских грузов санкции почти не повлияли. Это, прежде всего, экспорт из России примерно 30% нефти, 25% СПГ, 20% нефтепродуктов и угля.

Ещё порт Роттердам обрабатывает около 15 млн контейнеров, 10% из которых направляются в Россию или следуют из неё. Это 1,5 млн контейнеров, которые вместе с отказавшимся обслуживать связанные с Россией грузы в Гамбурге HHLA обеспечивают почти весь контейнерооборот страны — 5 из 5,6 млн контейнеров.