3 апреля 2025 года администрация Д.Трампа публично формализовала пакет тарифных мер, названный «Декларацией экономической независимости», которая вводит общие универсальные, взаимные и узконаправленные тарифы, напрямую влияющие на глобальные цепочки поставок, трансграничную логистику и международные торговые потоки.
В первую очередь стоит отметить пошлины на конкретные продукты и приостановление действия изъятия de minimis для некоторых видов импорта из Китая с низкой стоимостью.
Краткое изложение основных тарифных мер
Тарифные действия | Описание | Дата вступления в силу |
10% универсальный тариф | Наложен на весь импорт | 5 апреля |
Тарифы для конкретных стран | До 54% (Китай), 46% (Вьетнам), 25% (Япония, Южная Корея), 20% (ЕС) | 9 апреля |
25% тариф на автомобили | Глобально (готовые автомобили и детали) | 3 апреля |
Тарифы для Канады и Мексики | 25% на товары, не соответствующие USMCA | Активный |
Пошлины на цепочку поставок синтетических опиоидов | Нацеливание на китайские почтовые отправления низкой стоимости (меньше 800 долларов США, исключение de minimis отменено) | 2 мая |
Что по этому поводу думают американские эксперты и специалисты по логистике?
Новое отстранение De Minimis для Китая
Важным событием стала отмена беспошлинного режима в соответствии с правилом de minimis для группы товаров китайского и гонконгского происхождения, в частности, небольших партий товаров низкой стоимости, которые обычно ввозятся в США через службы экспресс-доставки и почтовые сети. Начиная со 2 мая 2025 года все малоценные товары из Китая (включая Гонконг), ввозимые в США, будут подвергаться следующим ограничениям:
— либо 30% адвалорная пошлина,
— или конкретная пошлина в размере от 25 до 50 долларов за посылку в зависимости от сроков и выбора перевозчика,
— исключение из режима de minimis (ранее под действие режима подпадали грузы стоимостью менее 800 долларов США).
Эти действия, основанные на «Законе о чрезвычайных международных экономических полномочиях» (IEEPA), оправдываются администрацией как ответ на роль логистических сетей Китая в содействии незаконному экспорту синтетических опиоидов в США.
Для поставщиков логистических услуг это создает новые процедурные требования:
— перевозчики должны собирать эти пошлины и перечислять их в CBP (Customs and Border Protection).
— операторам почтовой и экспресс-доставки необходимо будет предоставлять подробную информацию о грузах через ACE (автоматизированную коммерческую среду).
К соответствующим грузам могут применяться официальные процедуры ввоза.
Непосредственное влияние на цепочку поставок и логистику
Портовые и пограничные операции
Рост спроса приводит к заторам в портах США и пунктах пересечения границ (Канада и Мексика).
Возможная нехватка мощностей и повышение тарифов на грузоперевозки во втором квартале.
Посылки, экспресс-доставки и почтовые отправления
Операторы экспресс-доставки и почтовой связи столкнутся с регуляторным и финансовым бременем из-за приостановки de minimis в Китае.
Более высокие затраты на соблюдение требований импорта для компаний, использующих модели электронной коммерции с небольшими посылками и зависящих от китайских центров обработки заказов.
Автомобильный сектор
25%-ный тариф на автомобили в сочетании с тарифами, действующими в отдельных странах, включая Японию, ЕС и Корею, существенно повлияет на потоки готовых автомобилей и комплектующих.
Динамика, характерная для Канады и Мексики
Канада сталкивается с тарифом в 25% на товары, не входящие в USMCA, и ответила ответными мерами на сумму 21 млрд долларов. Сенат США принял символическую резолюцию против тарифов в отношении Канады, поддержанную несколькими сенаторами-республиканцами, сославшись на обеспокоенность экономическим влиянием на интегрированные цепочки поставок, особенно в приграничных штатах.
Хотя товары, соответствующие требованиям USMCA, сохраняют статус беспошлинных, риск пробелов в соблюдении требований и операционных задержек повлияет на цепочки поставок в Северной Америке, особенно в автомобильном, сельскохозяйственном и энергетическом секторах.
Ожидаемые долгосрочные сдвиги
Ожидается, что диверсификация поставок ускорится, и предпочтение будет отдано Мексике, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии (для товаров, не облагаемых пошлинами или облагаемых низкими пошлинами).
Расходы на соблюдение требований возрастут, особенно в секторах, связанных с Китаем и Канадой.
Возможно, придется пересмотреть логистические контракты с учетом более высоких расходов на доставку и меняющейся структуры спроса.
Торговые споры и риск ответных действий со стороны Китая, ЕС и других стран остаются открытой проблемой.
Рекомендуемые действия в цепочке поставок
Провести анализ воздействия всех входящих потоков из стран, затронутых тарифами.
Оцените модели мелкой почтовой доставки и электронной коммерции, особенно если вы осуществляете поставки из Китая.
Будьте готовы к волатильности ставок фрахта и перегрузке портов во II-III кварталах.
Проверить соблюдение требований USMCA, чтобы обеспечить исключения для североамериканских торговых путей.
Улучшить процессы соблюдения таможенных и торговых норм, чтобы соответствовать новым требованиям к отчетности по посылкам и пошлинам.
Эти новые политики представляют собой многомерную проблему для логистической отрасли, затрагивая грузопотоки, соответствие, ценообразование и стратегии поставщиков. Профессионалам в области цепочек поставок придется действовать быстро, чтобы минимизировать сбои в работе и контролировать расходы.
Мнение пророссийских экспертов в области экономики и логистики
Повышение пошлин, введенное администрацией Трампа, имеет свое влияние в международной логистике. Ключевые последствия давления США:
Перестройка цепочек поставок. Компании уже начали искать альтернативных поставщиков в других странах, чтобы избежать высоких пошлин. Это приведет к диверсификации источников снабжения и изменению традиционных торговых маршрутов. А некоторые компании вообще переносят или уже перенесли производство в другие страны, например, в Юго-Восточную Азию или Мексику. Это, естественно, уже вызвало рост спроса на логистические услуги в этих регионах и перераспределение грузопотоков.
Увеличение стоимости товаров. Пошлины увеличили стоимость импортируемых товаров, что автоматически приводит к росту цен для конечных потребителей. И, как следствие, влияет на спрос и объемы перевозок.
Замедление роста мировой торговли. Торговые войны и неопределенность, вызванная повышением пошлин, замедлят темпы роста глобальной мировой торговли: снижение спроса на международные перевозки и логистические услуги.
Рост конкуренции среди логистических компаний. Изменения в цепочках поставок и торговых маршрутах создают новые возможности для логистических компаний, но также усиливают конкуренцию. Компании вынуждены были адаптироваться к новым условиям, предлагать более гибкие и эффективные решения, зачастую понижая тарифы до себестоимости.
Развитие региональных торговых блоков. В ответ на протекционистские меры США некоторые страны автоматически станут активнее развивать региональные торговые соглашения. Это приведет к усилению региональной интеграции и изменению структуры международной торговли.
Увеличение складских запасов. В условиях явной неопределенности некоторые компании стали увеличивать складские запасы, чтобы минимизировать риски, связанные с возможным повышением пошлин или перебоями в поставках, что вызвало дополнительный спрос на складские помещения и услуги.
Развитие технологий в логистике. Сложности, вызванные торговыми войнами, стимулируют развитие и внедрение новых технологий в логистике, таких как автоматизация, искусственный интеллект и блокчейн — все для оптимизации процессов и повышения эффективности.
Что касается России, то поднятие пошлин Трампом оказало больше косвенное, но и ощутимое влияние. Россия не была основной целью этих мер, последствия для мировой экономики и торговых отношений затронут и её.
На что следует обратить внимание:
Переориентация торговых потоков. Пошлины США на товары из Китая и других стран создали возможности для России увеличить свой экспорт на американский рынок, особенно в тех секторах, которые были затронуты пошлинами. Однако этот эффект был ограниченным.
Усиление сотрудничества с Китаем. Торговая война между США и Китаем подтолкнет Россию и Китай к более тесному сотрудничеству в различных областях, включая торговлю, энергетику и инвестиции. Это приведет к увеличению товарооборота между двумя странами и диверсификации экономических связей России.
Волатильность на сырьевых рынках. Торговые войны и связанная с ними риски создавали волатильность на мировых рынках, в том числе на рынках сырья, что напрямую влияло на российскую экономику, сильно зависящую, что тут сказать, от экспорта энергоресурсов.
Стимулы для развития внутреннего рынка. Торговые ограничения и санкции, введенные против России, а также глобальная нестабильность, стимулировали развитие импортозамещения и внутреннего производства в некоторых секторах российской экономики.
Ограниченные возможности для роста. Замедление роста мировой торговли, вызванное торговыми войнами, ограничит возможности для экономического роста России. К ограничениям можно отнести и геополитическую напряженность, как причину дополнительных рисков лоя России.
Торговая война между США и Китаем, несмотря на некоторое смягчение риторики в последние годы, остается ключевым фактором, влияющим на мировую экономику и логистику. Её окончание может принять несколько форм, каждая со своими последствиями для России:
Возможные сценарии окончания торговой войны Китая и США
«Холодный мир» в торговле. Стороны могут не достичь всеобъемлющего соглашения, но снизить напряженность и поддерживать высокий уровень тарифов. Это создаст фрагментированную глобальную экономику с разными торговыми блоками.
Этот сценарий может быть выгоден России в краткосрочной перспективе, позволяя укрепить торговые связи с Китаем и другими странами, не желающими присоединяться к американскому блоку. Однако в долгосрочной перспективе фрагментация мировой экономики может ограничить экономический рост и доступ к технологиям.
Частичное соглашение. США и Китай могут договориться о снижении некоторых тарифов и уступках в отдельных областях, но ключевые противоречия останутся.
Этот сценарий создаст более предсказуемую, но все еще напряженную торговую среду. Россия может получить выгоду от частичной либерализации торговли, но сохранятся риски, связанные с продолжающейся конкуренцией между США и Китаем.
«Перезагрузка» отношений. Маловероятный, но возможный сценарий, при котором США и Китай существенно улучшат отношения и отменят большинство торговых ограничений.
Этот сценарий может быть менее выгодным для России, так как усиление экономических связей между США и Китаем может снизить значение России как торгового партнера для обеих стран.
Эскалация конфликта. Хотя менее вероятный сценарий в настоящее время, полная эскалация торговой войны может привести к серьезным последствиям для мировой экономики.
Этот сценарий создаст значительную неопределенность и может негативно повлиять на российскую экономику через падение спроса на сырьевые товары и ограничение доступа к технологиям и инвестициям.
Общие последствия для России
Влияние на энергетический сектор. Торговая война может повлиять на мировой спрос на энергоресурсы, что критически важно для российской экономики.
Технологическое развитие. Ограничение доступа к американским технологиям может замедлить технологическое развитие России.
Геополитические риски. Торговая война усиливает геополитическую напряженность, что создаст еще и дополнительные риски для России.
Отдельное особое мнение. Долгосрочные контракты по логистическим операциям частично нивелируют будущие риски в логистике и международных перевозках, в первую очередь в предсказуемости затрат. Фактически идет речь о том, чтобы заключать партнерские соглашения по уже используемым логистическим маршрутам.