Заявление Президента США Д. Трампа о тарифах и что ждать в логистике

3 апреля 2025 года ​​администрация Д.Трампа публично формализовала пакет тарифных мер, названный «Декларацией экономической независимости», которая вводит общие универсальные, взаимные и узконаправленные тарифы, напрямую влияющие на глобальные цепочки поставок, трансграничную логистику и международные торговые потоки.
В первую очередь стоит отметить пошлины на конкретные продукты и приостановление действия изъятия de minimis для некоторых видов импорта из Китая с низкой стоимостью.

Краткое изложение основных тарифных мер
Тарифные действия Описание Дата вступления в силу
10% универсальный тариф Наложен на весь импорт5 апреля
Тарифы для конкретных стран До 54% ​​(Китай), 46% (Вьетнам), 25% (Япония, Южная Корея), 20% (ЕС)9 апреля
25% тариф на автомобили Глобально (готовые автомобили и детали)3 апреля
Тарифы для Канады и Мексики 25% на товары, не соответствующие USMCAАктивный
Пошлины на цепочку поставок синтетических опиоидов Нацеливание на китайские почтовые отправления низкой стоимости (меньше 800 долларов США, исключение de minimis отменено)2 мая

Что по этому поводу думают американские эксперты и специалисты по логистике?

Новое отстранение De Minimis для Китая

Важным событием стала отмена беспошлинного режима в соответствии с правилом de minimis для группы товаров китайского и гонконгского происхождения, в частности, небольших партий товаров низкой стоимости, которые обычно ввозятся в США через службы экспресс-доставки и почтовые сети. Начиная со 2 мая 2025 года все малоценные товары из Китая (включая Гонконг), ввозимые в США, будут подвергаться следующим ограничениям:
— либо 30% адвалорная пошлина,
— или конкретная пошлина в размере от 25 до 50 долларов за посылку в зависимости от сроков и выбора перевозчика,
— исключение из режима de minimis (ранее под действие режима подпадали грузы стоимостью менее 800 долларов США).

Эти действия, основанные на «Законе о чрезвычайных международных экономических полномочиях» (IEEPA), оправдываются администрацией как ответ на роль логистических сетей Китая в содействии незаконному экспорту синтетических опиоидов в США.

Для поставщиков логистических услуг это создает новые процедурные требования:
— перевозчики должны собирать эти пошлины и перечислять их в CBP (Customs and Border Protection).
— операторам почтовой и экспресс-доставки необходимо будет предоставлять подробную информацию о грузах через ACE (автоматизированную коммерческую среду).
К соответствующим грузам могут применяться официальные процедуры ввоза.

Непосредственное влияние на цепочку поставок и логистику

Портовые и пограничные операции

Рост спроса приводит к заторам в портах США и пунктах пересечения границ (Канада и Мексика).
Возможная нехватка мощностей и повышение тарифов на грузоперевозки во втором квартале.

Посылки, экспресс-доставки и почтовые отправления

Операторы экспресс-доставки и почтовой связи столкнутся с регуляторным и финансовым бременем из-за приостановки de minimis в Китае.
Более высокие затраты на соблюдение требований импорта для компаний, использующих модели электронной коммерции с небольшими посылками и зависящих от китайских центров обработки заказов.

Автомобильный сектор

25%-ный тариф на автомобили в сочетании с тарифами, действующими в отдельных странах, включая Японию, ЕС и Корею, существенно повлияет на потоки готовых автомобилей и комплектующих.

Динамика, характерная для Канады и Мексики

Канада сталкивается с тарифом в 25% на товары, не входящие в USMCA, и ответила ответными мерами на сумму 21 млрд долларов. Сенат США принял символическую резолюцию против тарифов в отношении Канады, поддержанную несколькими сенаторами-республиканцами, сославшись на обеспокоенность экономическим влиянием на интегрированные цепочки поставок, особенно в приграничных штатах.

Хотя товары, соответствующие требованиям USMCA, сохраняют статус беспошлинных, риск пробелов в соблюдении требований и операционных задержек повлияет на цепочки поставок в Северной Америке, особенно в автомобильном, сельскохозяйственном и энергетическом секторах.

Ожидаемые долгосрочные сдвиги

Ожидается, что диверсификация поставок ускорится, и предпочтение будет отдано Мексике, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии (для товаров, не облагаемых пошлинами или облагаемых низкими пошлинами).
Расходы на соблюдение требований возрастут, особенно в секторах, связанных с Китаем и Канадой.
Возможно, придется пересмотреть логистические контракты с учетом более высоких расходов на доставку и меняющейся структуры спроса.
Торговые споры и риск ответных действий со стороны Китая, ЕС и других стран остаются открытой проблемой.

Рекомендуемые действия в цепочке поставок

Провести анализ воздействия всех входящих потоков из стран, затронутых тарифами.
Оцените модели мелкой почтовой доставки и электронной коммерции, особенно если вы осуществляете поставки из Китая.
Будьте готовы к волатильности ставок фрахта и перегрузке портов во II-III кварталах.
Проверить соблюдение требований USMCA, чтобы обеспечить исключения для североамериканских торговых путей.
Улучшить процессы соблюдения таможенных и торговых норм, чтобы соответствовать новым требованиям к отчетности по посылкам и пошлинам.

Эти новые политики представляют собой многомерную проблему для логистической отрасли, затрагивая грузопотоки, соответствие, ценообразование и стратегии поставщиков. Профессионалам в области цепочек поставок придется действовать быстро, чтобы минимизировать сбои в работе и контролировать расходы.

Мнение пророссийских экспертов в области экономики и логистики

Повышение пошлин, введенное администрацией Трампа, имеет свое влияние в международной логистике. Ключевые последствия давления США:

Перестройка цепочек поставок. Компании уже начали искать альтернативных поставщиков в других странах, чтобы избежать высоких пошлин. Это приведет к диверсификации источников снабжения и изменению традиционных торговых маршрутов. А некоторые компании вообще переносят или уже перенесли производство в другие страны, например, в Юго-Восточную Азию или Мексику. Это, естественно, уже вызвало рост спроса на логистические услуги в этих регионах и перераспределение грузопотоков.

Увеличение стоимости товаров. Пошлины увеличили стоимость импортируемых товаров, что автоматически приводит к росту цен для конечных потребителей. И, как следствие, влияет на спрос и объемы перевозок.

Замедление роста мировой торговли. Торговые войны и неопределенность, вызванная повышением пошлин, замедлят темпы роста глобальной мировой торговли: снижение спроса на международные перевозки и логистические услуги.

Рост конкуренции среди логистических компаний. Изменения в цепочках поставок и торговых маршрутах создают новые возможности для логистических компаний, но также усиливают конкуренцию. Компании вынуждены были адаптироваться к новым условиям, предлагать более гибкие и эффективные решения, зачастую понижая тарифы до себестоимости.

Развитие региональных торговых блоков. В ответ на протекционистские меры США некоторые страны автоматически станут активнее развивать региональные торговые соглашения. Это приведет к усилению региональной интеграции и изменению структуры международной торговли.

Увеличение складских запасов. В условиях явной неопределенности некоторые компании стали увеличивать складские запасы, чтобы минимизировать риски, связанные с возможным повышением пошлин или перебоями в поставках, что вызвало дополнительный спрос на складские помещения и услуги.

Развитие технологий в логистике. Сложности, вызванные торговыми войнами, стимулируют развитие и внедрение новых технологий в логистике, таких как автоматизация, искусственный интеллект и блокчейн — все для оптимизации процессов и повышения эффективности.

Что касается России, то поднятие пошлин Трампом оказало больше косвенное, но и ощутимое влияние. Россия не была основной целью этих мер, последствия для мировой экономики и торговых отношений затронут и её.

На что следует обратить внимание:
Переориентация торговых потоков. Пошлины США на товары из Китая и других стран создали возможности для России увеличить свой экспорт на американский рынок, особенно в тех секторах, которые были затронуты пошлинами. Однако этот эффект был ограниченным.

Усиление сотрудничества с Китаем. Торговая война между США и Китаем подтолкнет Россию и Китай к более тесному сотрудничеству в различных областях, включая торговлю, энергетику и инвестиции. Это приведет к увеличению товарооборота между двумя странами и диверсификации экономических связей России.

Волатильность на сырьевых рынках. Торговые войны и связанная с ними риски создавали волатильность на мировых рынках, в том числе на рынках сырья, что напрямую влияло на российскую экономику, сильно зависящую, что тут сказать, от экспорта энергоресурсов.

Стимулы для развития внутреннего рынка. Торговые ограничения и санкции, введенные против России, а также глобальная нестабильность, стимулировали развитие импортозамещения и внутреннего производства в некоторых секторах российской экономики.

Ограниченные возможности для роста. Замедление роста мировой торговли, вызванное торговыми войнами, ограничит возможности для экономического роста России. К ограничениям можно отнести и геополитическую напряженность, как причину дополнительных рисков лоя России.

Торговая война между США и Китаем, несмотря на некоторое смягчение риторики в последние годы, остается ключевым фактором, влияющим на мировую экономику и логистику. Её окончание может принять несколько форм, каждая со своими последствиями для России:

Возможные сценарии окончания торговой войны Китая и США

«Холодный мир» в торговле. Стороны могут не достичь всеобъемлющего соглашения, но снизить напряженность и поддерживать высокий уровень тарифов. Это создаст фрагментированную глобальную экономику с разными торговыми блоками.
Этот сценарий может быть выгоден России в краткосрочной перспективе, позволяя укрепить торговые связи с Китаем и другими странами, не желающими присоединяться к американскому блоку. Однако в долгосрочной перспективе фрагментация мировой экономики может ограничить экономический рост и доступ к технологиям.

Частичное соглашение. США и Китай могут договориться о снижении некоторых тарифов и уступках в отдельных областях, но ключевые противоречия останутся.
Этот сценарий создаст более предсказуемую, но все еще напряженную торговую среду. Россия может получить выгоду от частичной либерализации торговли, но сохранятся риски, связанные с продолжающейся конкуренцией между США и Китаем.

«Перезагрузка» отношений. Маловероятный, но возможный сценарий, при котором США и Китай существенно улучшат отношения и отменят большинство торговых ограничений.
Этот сценарий может быть менее выгодным для России, так как усиление экономических связей между США и Китаем может снизить значение России как торгового партнера для обеих стран.

Эскалация конфликта. Хотя менее вероятный сценарий в настоящее время, полная эскалация торговой войны может привести к серьезным последствиям для мировой экономики.
Этот сценарий создаст значительную неопределенность и может негативно повлиять на российскую экономику через падение спроса на сырьевые товары и ограничение доступа к технологиям и инвестициям.

Общие последствия для России

Влияние на энергетический сектор. Торговая война может повлиять на мировой спрос на энергоресурсы, что критически важно для российской экономики.
Технологическое развитие. Ограничение доступа к американским технологиям может замедлить технологическое развитие России.
Геополитические риски. Торговая война усиливает геополитическую напряженность, что создаст еще и дополнительные риски для России.

Отдельное особое мнение. Долгосрочные контракты по логистическим операциям частично нивелируют будущие риски в логистике и международных перевозках, в первую очередь в предсказуемости затрат. Фактически идет речь о том, чтобы заключать партнерские соглашения по уже используемым логистическим маршрутам.