Тарифы и цены на контейнерные перевозки

Цены на контейнерные перевозки морским транспортом (фрахт) подвержены значительным колебаниям и зависят от множества факторов. Предсказать их точное изменение на долгосрочную перспективу крайне сложно, но можно рассмотреть основные факторы и тенденции, влияющие на ценообразование.

Основные факторы, влияющие на цены на контейнерные перевозки

Спрос и предложение:
Спрос: уровень мировой торговли, экономический рост в различных регионах, сезонные колебания спроса (например, перед праздниками). Чем выше спрос на перевозку товаров, тем выше цены.
Предложение: количество доступных судов (контейнеровозов), их вместимость, эффективность использования флота, заторы в портах. Ограниченное предложение при высоком спросе приводит к росту цен.

Стоимость топлива (бункерное топливо): значительная часть операционных расходов судов. Рост цен на нефть напрямую влияет на стоимость фрахта.

Геополитические факторы:
Торговые войны и санкции: ограничения торговли между странами могут снижать спрос на определенные маршруты и влиять на цены.
Военные конфликты и пиратство: угроза безопасности судоходства может увеличивать расходы на страхование и охрану, а также приводить к изменению маршрутов и увеличению времени доставки, что влияет на цены.
Политическая нестабильность: влияет на безопасность маршрутов и предсказуемость торговли.

Заторы в портах и логистические узкие места:
Перегруженность портов, нехватка складских площадей, проблемы с наземной транспортировкой (автомобильный и железнодорожный транспорт) приводят к задержкам и увеличению расходов, что влияет на стоимость фрахта.

Экологические нормы и правила:
Введение новых требований к топливу, например, использование низкосернистого топлива, и выбросам судов увеличивает операционные расходы и может отражаться на ценах.

Договоренности между судоходными компаниями (картели):
Формально запрещены, негласные договоренности о поддержании определенного уровня цен между крупными игроками рынка могут влиять на ситуацию.

Курсы валют:
Большинство расчетов в международной торговле осуществляется в долларах США, поэтому колебания курсов валют влияют на стоимость фрахта для компаний, базирующихся в других странах.

Пандемии и другие глобальные кризисы:
Нарушения в цепочках поставок, закрытие предприятий и ограничения на передвижение товаров и людей оказывают сильное влияние на спрос и предложение, а следовательно, и на цены.

Тенденции и прогнозы:

Краткосрочная перспектива (месяцы):
Цены могут быть очень волатильны и зависят от текущей ситуации в мировой экономике, геополитических событий и сезонных факторов. Необходимо постоянно следить за новостями и аналитическими отчетами.
Среднесрочная перспектива (годы):
Ожидается некоторое снижение цен по сравнению с пиковыми значениями, наблюдавшимися во время пандемии, но они, вероятно, останутся выше допандемийного уровня. Причины:
— Инфляция: рост цен на топливо, рабочую силу и другие ресурсы оказывает давление на стоимость фрахта.
Экологические требования: ужесточение экологических норм требует от судоходных компаний инвестиций в более экологичное оборудование и топливо, что увеличивает расходы.
Инвестиции в инфраструктуру: развитие портовой инфраструктуры и улучшение логистических цепочек могут способствовать снижению заторов и повышению эффективности, что может оказывать положительное влияние на цены в долгосрочной перспективе.
Долгосрочная перспектива (5 и более лет):
Более долгосрочные прогнозы делать сложно, так как они зависят от технологических изменений, например, развитие автономного судоходства, изменений в структуре мировой торговли и глобальных экономических и политических тенденций.

Насколько может измениться цена?

Диапазон колебаний цен может быть очень широким – от нескольких процентов до нескольких раз в течение короткого периода времени. Например, во время пандемии COVID-19 цены на некоторых маршрутах выросли в несколько раз. После этого они постепенно снижались, но все еще остаются выше уровня, который был до пандемии.

Как следить за ценами и прогнозами:

Freightos Baltic Index (FBX) — один из наиболее популярных индексов, отслеживающих спотовые цены на контейнерные перевозки.
Drewry World Container Index (WCI)- еще один важный индекс, отслеживающий цены на контейнерные перевозки на основных маршрутах.
— Крупные консалтинговые компании, например, Drewry, Sea-Intelligence, McKinsey, BCG, Deloitte публикуют аналитические отчеты и прогнозы по рынку контейнерных перевозок.
— Новостные ресурсы типа The Loadstar, Journal of Commerce, которые регулярно освещают события на рынке морских перевозок.
— Обратиться к экспедиторам и логистическим компаниям, имеющим самую актуальную информацию о ценах и условиях перевозки.

К сожалению большинство баз данных и сервисов являются платными и информацию предоставляют по подписке:
Drewry Supply Chain Advisors предоставляют детальные данные о ценах на контейнерные перевозки, аналитику и прогнозы.
Xeneta — платформа, предлагающая данные о ценах на фрахт и аналитику рынка.
Freightos Data (Freightos Baltic Index, FBX) предоставляет данные о спотовых ценах, но исторические данные обычно доступны через платные подписки.
Portrix.AI — платформа для анализа цен и управления фрахтом.

Ориентировочные данные и тенденции за 2024/2025 года (на основе общедоступной информации)

1-е полугодие 2024 года
После резкого падения цен в 2023 году, в начале 2024 года наблюдалась стабилизация и даже некоторый рост цен на отдельных направлениях, включая маршруты из Китая в Россию. Это было связано с увеличением спроса после китайского Нового года и проблемами в Красном море, что привело к перенаправлению судов и увеличению сроков доставки.

2-е полугодие 2024 года
Цены оставались относительно стабильными, но волатильными, реагируя на изменения в спросе и предложение, а также на геополитические события. В целом, цены были выше, чем в 2019 году (до пандемии), но ниже пиковых значений 2021-2022 годов.

Факторы, которые повлияли на цены в 2024 году:
СВО: продолжала влиять на логистические маршруты и страховые тарифы.
Проблемы в Красном море: атаки на суда в Красном море привели к увеличению сроков доставки и повышению цен на перевозки между Азией и Европой, что косвенно влияло и на российское направление.
Рост экономики Китая: рост экономики поддерживал спрос на контейнерные перевозки.
Санкции против России: продолжали влиять на логистические цепочки и доступность определенных товаров.
Заторы в портах: проблемы с перегрузкой портов, особенно на Дальнем Востоке, приводили к задержкам и увеличению расходов.

Январь-март 2025 года:
С учетом текущей ситуацию в марте 2025 года можно ожидать, что цены на контейнерные перевозки, например, из Китая в Россию будут примерно на уровне конца 2024 года с возможными небольшими колебаниями в зависимости от:
— спроса после китайского Нового года (после февраля),
— ситуации в Красном море (если проблемы сохранятся, это может повлиять на цены),
— загруженности портов Дальнего Востока,
— изменений в курсах валют.

Примерные ценовые диапазоны (очень приблизительно и ориентировочно, требуется уточнение у логистов)*:
— 40-футовый контейнер из Шанхая во Владивосток: в конце 2024 года это могло стоить от 2500 до 4000 долларов США (в зависимости от перевозчика, типа груза и условий),
— 40-футовый контейнер из Шанхая в Москву (через Владивосток и ж/д): было бы значительно дороже, возможно, от 5000 до 8000 долларов США и выше.
В целом наблюдается тенденция на снижение тарифов и цен на контейнерные перевозки.

* ПРИМЕЧАНИЯ
Реальные цены могут сильно отличаться в зависимости от конкретных условий перевозки. Цены постоянно меняются и важно получать актуальную информацию от перевозчиков и следить за рыночной ситуацией.
Нельзя полагаться только на один источник информации — необходимо сравнивать данные из разных источников, чтобы получить более полное представление о рынке.

Среди основных текущих факторов, которые влияют на снижение цен можно выделить:
— снижение объемов импорта из Китая из-за погодных условий (относительно теплая зима, сложности финансирования закупок),
— повышение ключевой ставки — высокие процентные ставки делают заемное финансирование импорта зачастую невыгодным, особенно для товаров, закупаемых в кредит,
— снижение спроса на китайскую технику (автомобили, другой транспорт) из-за заполненности складов в России,
— рост доступности транспорта — увеличение траспортных единиц повысило кокуренцию среди перевозчиков и повлияло на снижение тарифов и цен,
— увеличение локальных внутренних производств, предпочитающих закупать небольшие товарные партии, ориентируясь на собственные производственные мощности.